Жировой солидол - состав, методы получения, характеристики и области применения солидола.

Жировой солидол: особенности применения, характеристики, свойства

Солидолы относятся к антифрикционным пластичным смазкам общего назначения и представляют собой густую, не-текущую массу темно-коричневого, почти черного цвета.


Это обычно гидратированные кальциевые смазки, наиболее дешевые и массовые, водостойкие, с хорошими защитными (от коррозии) и противозадирными свойствами.

Солидолы используют в механизмах, работающих при температурах до 60-70 °С, когда к их качеству особых требований не предъявляется. В состав солидолов входит дисперсионная среда (нефтяные масла) и загуститель - кальциевые соли высших жирных кислот.

История создания Солидола

Впервые смазочный материал под обозначением «солидол» был выпущен Нефтесиндикатом в конце 1920-х годов.

В те годы выпускались консистентные смазки (по оригинальной терминологии — «мази») марок «Солидол Л», «М» и «Т», а также готовящаяся на основе солидола графитовая мазь.

Солидолы М и Л использовались для смазывания сочленений рулевых тяг и шкворней, графитная мазь — для рессор. Также при отсутствии трансмиссионного масла (нигрола) для агрегатов трансмиссии использовалась густая смесь автола и различных сортов солидола.
В таком же ассортименте солидолы вырабатывались и в годы Великой Отечественной войны.
По ГОСТ 1033-51 выпускались жировые солидолы (смазки универсальные среднеплавкие УС) трёх марок: УС-1 (пресс — солидол); УС-2 (Л) и УС-3 (Т), отличавшиеся друг от друга консистенцией, температурой каплепадения и содержанием мыла.

Пресс-солидол УС-1 служил для смазывания при помощи солидолонагнетателя («шприцевания») и имел наиболее мягкую консистенцию. Солидол УС-2 (Л) использовался для узлов, в которые смазка подавалась колпачковыми маслёнками (штауферами) или закладывалась вручную, а летом — и для шприцевания.

Солидол УС-3 (Т) использовался в таких узлах, как подшипники водяного насоса.[6] Также по ГОСТ 4366-50 выпускались солидолы синтетические (смазки универсальные среднеплавкие синтетические УСс) трёх марок: УСс−1, УСс−2 и УСс−3.

Первая из этих смазок заменяла пресс-солидол в качестве материала для смазывания узлов шасси; смазка УСс−2 служила для применения при рабочих температурах выше 60 °С (но не выше 75 °С) в мало- и средненагруженных узлах, а УСс−3 — в средне- и тяжело-нагруженных узлах.

Синтетические солидолы имели более низкие качества по сравнению с жировыми, в частности — были более склонны к излишнему упрочнению при хранении, что затрудняло их использование, но при этом имели лучшую коллоидную стабильность, то есть выделяли меньше масла при хранении.

Допускалось применение жировых и синтетических солидолов для смазывания малонагруженных подшипников качения (например, подшипников водяного насоса), но их использование в более нагруженных подшипниках, вроде ступичных, было невозможно из-за недостаточных высокотемпературных свойств данных смазок — в таких узлах использовались кальциево-натриевые смазки, например смазка 1-13 (УТВ) по ГОСТ 1631-52, а также натриевые смазки класса консталинов — жировые и синтетические (универсальные тугоплавкие смазки УТ и УТС).

Кроме жировых и синтетических солидолов, по ТУ 105-43 выпускались также солидолы эмульсионные Л и Т, изготавливавшиеся путём эмульгирования минеральных масел известковым молоком с добавлением стабилизатора — канифолевого мыла.
Эти смазки представляли собой эмульсию воды в масле и использовались в качестве смазывающе-охлаждающих жидкостей в промышленности.

По ГОСТ 3333-46 на основе солидолов выпускалась графитная кальциевая смазка УСА (УСсА), применявшаяся для смазывания рессор.


Также мелкими промышленными предприятиями и кустарным способом вырабатывались для использования в сельской местности низкокачественные солидолы под обозначением «смазка колёсная» и «мазь колёсная», использование которых допускалось только в самых грубых и неприхотливых узлах, вроде осей телег, петель ручных ворот, и т. п.

Такие продукты изготовлялись из дешёвых остаточных фракций нефтеперегонки (полугудрона или мазута), а в качестве загустителя в них использовалась уваренная сосновая смола с канифолью, которая омылялась гашёной известью.

По ГОСТ 4266-76 и 1033-79 номенклатура солидолов была сокращена: выпускались синтетические «Солидол С» и «Пресс-солидол С», а также жировые «Солидол Ж» и «Пресс-солидол Ж».
Пресс-солидолы благодаря использованию менее вязкого базового масла и меньшему содержанию загустителей легче запрессовывались через пресс-маслёнки, но могли применяться лишь при рабочих температурах не выше 45…50 °C.[1]

К 1970-м годам солидолы перестали удовлетворять потребностям автомобильной отрасли и начался процесс их вытеснения универсальными литиевыми смазками, которые благодаря своим сбалансированным свойствам и более высокой тугоплавкости при приемлемой водостойкости вытеснили консталины и другие тугоплавкие смазки на основе натриевого и натриево-кальциевого мыла.

Тем не менее, благодаря сочетанию низкой стоимости и водостойкости солидолы до сих пор остаются актуальны в качестве смазки для малонагруженных шарниров, открытых цепных передач и тихоходных шестерёнчатых редукторов сельскохозяйственной техники, работающей в атмосферных условиях, ворот, петель и т. п. механизмов.

Виды и свойства солидолов 

Солидолы представляют собой мягкие маслянистые мази с гладкой текстурой, однородные без комков, от светло- до тёмно-коричневого цвета.

Главное эксплуатационное преимущество солидолов, как и всех смазок на гидрофобном кальциевом загустителе — высокая водостойкость и низкая вымываемость водой.

При контакте с водой солидол покрывается сизо-белым налётом — продуктами её взаимодействия с соединениями кальция, но сохраняет свои смазочные свойства и консистенцию.

Также солидолы имеют сравнительно неплохие противоизносные и противозадирные свойства.

При этом солидолы  обладают недостаточно низкотемпературными свойствами и застывают уже при −20…25 °С, хотя в достаточно мощных механизмах допускалось их применение и при более низких температурах) и высокотемпературными свойствами (температура каплепадения в лучшем случае 80 °С, максимальная рабочая температура для более густых сортов — 65…70 °С). Последнее обусловлено тем, что при изготовлении солидолов используются гидратированные мыла, которые содержат 2,5…3 % воды, служащей стабилизатором структуры смазки, при нагреве вода теряется, а при концентрации воды менее 0,5 % солидолы распадаются.

Так же для солидолов характерна низкая механическая стабильность: в процессе нагнетания такой смазки в смазываемый узел она временно теряет свою консистенцию и некоторое время после этого продолжает течь, вследствие чего плохо удерживается в негерметичных шарнирах, а после «отдыха», напротив, становится излишне густой из-за тиксотропного упрочнения.

солидол С

Различают два вида солидолов - солидол С (в качестве сырья используют кубовые остатки от перегонки синтетических жирных кислот (СЖК)) 

До последнего времени на солидол С приходилась основная доля выпуска смазок в России, однако, в настоящее время производство синтетических жирных кислот (СЖК) в России и странах ближнего зарубежья прекращено, в связи с чем более востребованными стали натуральные жирные кислоты.

солидол Ж

Солидол Ж (используют натуральные жирные кислоты (НЖК)).

Несколько лучшие вязкостно-температурные характеристики обусловливают преимущество жировых солидолов. Однако в большинстве случаев жировые и синтетические солидолы следует считать вполне взаимозаменяемыми смазками.

Жировой солидол имеет следующий состав, вес %:

гидроокись кальция 2,0-3,0, вода 0,3-2,5, продукты отгонки при дезодорации растительного масла дистилляцией 9, 0-18,0, нефтяное масло - остальное.

Как и из чего делают солидол - технология изготовления солидола

Солидол синтетический вырабатывался на базе масел кислотно-контактной и селективной очистки, причём доля последних в смеси по нормативам не превышала 30 %.

В качестве сырья для приготовления загустителя используются кубовые остатки от перегонки синтетических жирных кислот (9-12 %), которые омылялись известью.

Солидол жировой загущается кальциевыми мылами жирных кислот, содержащихся в естественных жирах (как правило, хлопкового масла).

Для приготовления солидола в варочном котле готовится суспензия известкового молока в небольшом количестве готового солидола при температуре около 100 °С.

Затем температура снижается до 65 °С и производится отстаивание смеси, выделившаяся при этом вода спускается, а взамен неё в котёл загружается небольшое (около 15 % от нормы) количество минерального масла и всё положенное по норме количество жирных кислот.

Следующим этапом изготовления солидола является омыление кислот и частичное обезвоживание полученного мыла путём нагрева смеси до 105 °С в течение 2…6 часов.

В смесь добавляется остальное масло, что снижает её температуру до 70…75 °С. После перемешивания и охлаждения готовый солидол разливается в тару. На современно оборудованных предприятиях варка солидолов осуществлялась под давлением в герметически закрытых автоклавах с механическими смесительными устройствами, что ускоряло процесс приготовления смазки и увеличивало производительность, а для его охлаждения применялись холодильные барабаны

Продукты отгонки дезодорации растительного масла дистилляцией применяют в качестве источника высших жирных кислот при получении жирового солидола.

Технический результат, это получение смазки солидол, которая может быть использована в узлах трения качения и скольжения машин и механизмов, работающих при температурах от минус 25°С до плюс 65°С с использованием нового растительного сырья.

 Жировой солидол состав, вес %:
Гидроокись кальция 2,0-3,0
Вода 0,3-2,5
Продукты отгонки при дезодорации растительного масла дистилляцией 9,0-18, 0  Нефтяное масло.

Применение в качестве источника высших жирных кислот при получении жирового солидола продуктов отгонки дезодорации растительного масла дистилляцией.

Описание жировых солидолов и сырья применяемого в качестве базы для их приготовления.

Известны жировые солидолы на основе нефтяных масел, содержащие в качестве источника высших жирных кислот рапсовое масло, касторовое масло, хлопковое масло, подсолнечное масло. Такие смазки обладают хорошими смазочными свойствами.

Солидол синтетический вырабатывался на базе масел кислотно-контактной и селективной очистки, причём доля последних в смеси по нормативам не превышала 30 %.

В качестве сырья для приготовления загустителя используются кубовые остатки от перегонки синтетических жирных кислот (9-12 %), которые омылялись известью.

Солидол жировой загущается кальциевыми мылами жирных кислот, содержащихся в естественных жирах (как правило, хлопкового масла).

Для приготовления солидола в варочном котле готовится суспензия известкового молока в небольшом количестве готового солидола при температуре около 100 °С. Затем температура снижается до 65 °С и производится отстаивание смеси, выделившаяся при этом вода спускается, а взамен неё в котёл загружается небольшое (около 15 % от нормы) количество минерального масла и всё положенное по норме количество жирных кислот.

Следующим этапом является омыление кислот и частичное обезвоживание полученного мыла путём нагрева смеси до 105 °С в течение 2…6 часов.
В смесь добавляется остальное масло, что снижает её температуру до 70…75 °С. После перемешивания и охлаждения готовый солидол разливается в тару.

На современно оборудованных предприятиях варка солидолов осуществлялась под давлением в герметически закрытых автоклавах с механическими смесительными устройствами, что ускоряло процесс приготовления смазки и увеличивало производительность, а для его охлаждения применялись холодильные барабаны

Наиболее близкой по выполнению является жировой солидол имеющий следующий состав;

  • мас.%: индустриальное масло ГОСТ 20799-88 - 80;
  • масло хлопковое - 13,1;
  • саломас - 4,1;
  • гидрат окиси кальция - 2,2;
  • вода - 0,6

Такая смазка  имеет высокие смазочные характеристики, удовлетворяющие ГОСТу 1033-79 "Смазка, солидол жировой".

оптовый отдел - контакты для связи

Топливо для АБЗ

Контакты для связи

Купить печное топливо с доставкой по России

Отдел утилизации отходов нефтепродуктов   тел: 8(342) 279-09-09   i2790909@yandex.ru  лицензии для утилизации нефтепродуктов, цена на отработанное масло от 6 до 14 руб. за 1 кг.

Пермский Завод Масел - Производство индустриальных и промышленных масел с доставкой по России. 

Переработка и утилизация масел и нефтепродуктов.

Переработка и утилизация масел и нефтепродуктов

Купить в Перми гидравлическое масло - оптовый отдел

Пермский Завод Масел.

Производство индустриальных и промышленных масел с доставкой по России.

Переработка и утилизация масел и нефтепродуктов

Масла и сож в Перми